МАОУ "Школа №1" КГО
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Школа № 1" Камышловского городского округа имени Героя Советского Союза Бориса Самуиловича Семёнова
Добро пожаловать на официальный сайт Школы №1 Камышлова

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Шахматы"

Уровень образования:
Дополнительное образование детей и взрослых
Срок действия аккредитации:
Аккредитация не требуется
Формы обучения Нормативный срок обучения Языки обучения
Очная 1 год Русский
-
Не указано.
РП "Шахматы" (.pdf, 1.4 МБ Просмотреть/ Скачать )

Описание дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Шахматы»

Направленность программы: техническая

Адресат программы - обучающиеся возрастом 6-11 лет.

Формы обучения – очная

Формы организации деятельности – групповая и коллективная (игровая деятельность).

Режим обучения – занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» разработана на основе типовой программы Каленова А.В. «Шахматы», Ракшина А.А. «Шахматы», М. Просвещение.

Цель: развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, через овладение навыками шахматной игры, формирование умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.

Задачи:

1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.

2. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.

3. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.

4. Научить ориентироваться на шахматной доске.

5. Научить правильно, помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.

6. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.

7. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.

8. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.

9. Сформировать умение записывать шахматную партию.

10.Сформировать умение проводить элементарные комбинации.

11.Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

12. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Отличительной особенностью программы является:

- поэтапное освоение учащимися предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям;

- методика индивидуального подхода к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности.

Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого учащегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.

Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 6-11 лет, т.е. обучающиеся 1 - 5 классов. Зачисление обучающихся по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Шахматы» осуществляется на основе свободного выбора детьми, имеющие письменное заявление родителя (законного представителя). Программа рассчитана на 2 года обучения. На реализацию курса отводится 1час в неделю, т.е. 34 часа в год.

Основные формы работы на занятии: очная, групповая и коллективная (игровая деятельность).

Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, наблюдения педагога, решение этюдов, результативность участия в турнирах.

Способы фиксации учебных результатов программы:

- диплом;

- грамота;

- протокол соревнований.

Виды контроля:

- Предварительный контроль (проверка остаточных знаний учащихся на начало учебного года. Проводится в начале года в виде фронтального, индивидуального и группового опроса по всем видам учебной деятельности, выполнение упражнений, решение комбинаций и этюдов)

- Текущий контроль (проводится на каждом занятии в виде проверки домашнего задания, выполнения упражнений, решения этюдов).

- Промежуточный контроль (проводится по мере освоения каждой учебной темы. Включает фронтальный устный опрос, а также различные виды деятельности при индивидуальном и групповом опросе).

- Промежуточный (итоговый) контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков в конце учебного года. Участие в турнире, соревнованиях).

УП "Шахматы" (.pdf, 4.9 МБ )
Календарный план воспитательной работы
-
КГ "Шахматы" (.pdf, 1.6 МБ )
Изменения в КУГ 23-24 ООО (.pdf, 1.3 МБ )
-
-
Формы обучения Численность обучающихся за счет (количество человек): Всего обучающихся
бюджетных ассигнований федерального бюджета бюджетов субъектов Российской Федерации местных бюджетов средств физических и (или) юридических лиц численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами
Очная 0 0 0 0 - 0